Эта книга - в полном смысле находка для тех, кто хотел бы узнать больше об арабских писательницах и почитать что-нибудь из их работ. «Открывая врата» – антология арабской феминистской литературы, второе издание, состоящее из подборки стихотворений, эссе, коротких рассказов и выборочных мемуаров, написанных представительницами почти каждой мусульманской страны, начиная с 1867 года. Антология представляет работы известных авторов, а также менее знакомых широкой публике, однако заслуживающих внимания. Женщины пишут на множество тем, изображая время и место, в котором живут, но рассматривая все это под определенным углом – феминизма.
Книга вышла под редакцией Маргот Бадран и Мириам Кук, двух уважаемых в арабском мире специалистов в области арабской литературы и арабского феминизма. Новое издание было выпущено типографией Университета Индианы в 2004 году, тогда как первое появилось еще в 1990м.
Вступительная часть антологии – информация об авторах, их работах и обстоятельствах жизни. Литературные работы писательниц затрагивают круг проблем, связанных с феминистическим движением, таких как: изоляция, духовное очищение, угнетение, образование, многобрачие. Редакторы разделили общие темы в свою очередь еще на три подтемы: Осознание, Отрицание и Борьба. Финальная глава названа Переход, и в ней собраны интервью и работы наших современниц, отражающие феминистское движение сегодняшнего дня. Интервью с такими известными фигурами, как Амат Аль-Алем Алсосва, первой в истории Йемена женщиной-министром, и Тахани Аль-Джибали, одной из первых египтянок, получившей должность судьи, плюс несколько бесед с кувейтскими активистками.
Главы книги расположены в хронологическом порядке, в отличие от текстов, представленных внутри каждой главы. Каждая глава дает читателю представление об образе мышления той или иной писательницы, ее устремлений в литературе; а содержание отражает индивидуальный стиль автора, восприятие мира и реалий, которые ее окружают. Главы начинаются со стихотворений в качестве эпиграфов и определяют содержание последующей главы. В предисловии редакторы антологии сообщают читателю, что некоторые подборки в точности соответствуют теме главы, а другие охватывают проблему в более широком спектре, но в той или иной степени раскрывают данную тему. Такой подход позволяет читателю самому поразмышлять над проблемой и заочно принять участие в дискуссии. С помощью антологии интересно проследить, как некоторые вопросы, волновавшие мусульманок еще в 19м веке, перекочевали в век 20й или даже дожили до современности: к примеру, права женщин по закону, женское образование, трудоустройство, интерпретации исламских текстов для женщин.
Неудивительно, что большинство работ, собранных в книге, принадлежат перу египтянок и ливанок – жительниц тех двух арабских стран, где проявились первые признаки феминистской активности. Однако, в подборке есть и увлекательные рассказы писательниц из Ирака, Сирии, Палестины и стран северной Африки; чуть меньше представлены авторы из Йемена, Иордании, Судана, Саудовской Аравии.
Помимо общих для всех арабских женщин тем, как то: замужество, семья и иже с ними, в книге встречаются и вопросы, разнящиеся в зависимости от страны происхождения, социального положения того или иного автора.
В-общем и целом, книга хорошая и стоящая для прочтения. Она представляет широкому читателю богатое наследие, созданное арабскими женщинами на протяжении веков, но фокусируется в-основном на новых именах, которым есть, что сказать этому миру.